ЛЕКЦИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ

Г. В. СВИРИДОВА

15 июня 2016 года в Москве, в центре социального обслуживания населения «Чертаново» (филиал «Чертаново Центральное») Константин Царихин прочитал лекцию о творчестве Георгия Васильевича Свиридова.

Прозвучали следующие музыкальные произведения композитора:

1. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 3 «Весна и осень».

2. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 5 «Пастораль».

3. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 7 «Венчание».

4. Сюита «Время, вперёд!». Часть 3 «Марш».

5. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 6 «Военный марш».

6. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 2 «Вальс».

7. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 9 «Зимняя дорога».

Аудиозапись лекции в формате MP3 можно скачать здесь:

https://yadi.sk/d/uUCtHOzzw9ZKt

Музыкальные произведения, прозвучавшие на занятии 15 июня, можно скачать здесь (в архиве RAR):

https://yadi.sk/d/TuFNY5pCw9Zpn

Нам посчастливилось быть современниками Георгия Васильевича Свиридова (1915–1998) — композитора, в творчестве которого тема России и русской судьбы выразилась с огромной художественной силой и глубиной.

В отличие от многих своих коллег, Свиридов был при жизни признан и обласкан властью. Его произведения, такие, как знаменитый вальс из «Метели» и «Время, вперёд!» из одноимённой сюиты, довольно часто звучали по радио и телевидению. Однако, Георгий Васильевич известен не только как автор масштабных музыкальных полотен, ставших своеобразными визитными карточками советской культуры времён развитого социализма, но ещё и как проникновенный лирик, певец природы, которому удалось «поймать в воздухе» и осадить на нотном стане тончайшие и почти неуловимые эманации романтики русских просторов, полей, рек, лесов…

Волшебная и пленительная, чарующая и загадочная, извлечённая, словно из неисповедимых глубин времён, предстаёт перед нами музыка родного края в таких шедеврах, как «Весна и осень», «Пастораль», «Зимняя дорога». Это наше, русское, исконное, не придуманное…

Выделяем курсивом мысли Георгия Васильевича:

«Музыка – это Чувство. Ощущение. Откровение. Возбуждает мысль, пробуждает фантазию, рождает мысли у слушателя. Музыка помогает раскрыть сокровенный смысл Слова. А вместе со словом они раскрывают Истину Мира».

Сосредоточенное напряжение «Венчания», разухабистая лихость «Военного марша», половодье искрящихся эмоций всемирно знаменитого «Вальса»…

«Я хочу говорить так, чтобы меня понимали, понимали смысл того, о чём я хочу говорить. Я хочу, чтобы меня, прежде всего, понимали те, кто понимает мой родной язык. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться, разбудить их к жизни, сказать о ней свои слова, о том, что жизнь не так плоха, что в ней много скрытого хорошего, благородного, чистого, свежего».

И рядом с этим «Индустриальный марш» — гимн машине, панегирик рутинному труду. Это тревожное предупреждение, которое заставляет нас задуматься — куда мы идём, чего желаем, ради чего тратим драгоценное время жизни?

«Прогресс цивилизации, рост науки и техники привёл к тому, что земной шар превратился в гигантскую коммунальную квартиру, в которой живут разные, чужие, ничем внутренне не связанные люди, царит постоянная свара, злоба, скандалы…».

Вот что сказал о творчестве Свиридова его современник, композитор Валерий Александрович Гаврилин:

«Есть такая несколько болезненная страстишка — сравнивать знаменитых людей с чем-нибудь огромным — с Гималаями, с Тихим океаном, с Барабинской степью. И даже если эти ходячие Гималаи на деле не выше поленницы, а вся степь — полчаса езды на сусликах, мания возвеличивания остаётся. Мне хочется сравнить Свиридова с чем-то очень простым и удивительным. Пусть он будет у меня — не океан, куда впадают реки с громкими именами. Пусть он будет лесной ручей, питаемый безвестными подземными ключами. И если какой-нибудь усталый путник, случайный прохожий набредёт на него, ручей доставит жаждущему нечаянную радость и напоит его влагой, какую он не будет пить ни в каком другом месте… Не знаю, имеет ли это мировое значение…»

Музыку Свиридова можно пить, ею можно дышать, её можно впитывать кожей. Выберите вариант, который вам больше по душе. И наслаждайтесь.

Константин Царихин