![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
|
ЛЕКЦИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ Г. В. СВИРИДОВА
15 июня 2016 года в Москве, в центре социального обслуживания населения «Чертаново» (филиал «Чертаново Центральное») Константин Царихин прочитал лекцию о творчестве Георгия Васильевича Свиридова. Прозвучали следующие музыкальные произведения композитора: 1. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 3 «Весна и осень». 2. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 5 «Пастораль». 3. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 7 «Венчание». 4. Сюита «Время, вперёд!». Часть 3 «Марш». 5. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 6 «Военный марш». 6. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 2 «Вальс». 7. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Часть 9 «Зимняя дорога».
Аудиозапись лекции в формате MP3 можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/uUCtHOzzw9ZKt Музыкальные произведения, прозвучавшие на занятии 15 июня, можно скачать здесь (в архиве RAR): https://yadi.sk/d/TuFNY5pCw9Zpn Нам посчастливилось быть современниками Георгия Васильевича Свиридова (1915–1998) — композитора, в творчестве которого тема России и русской судьбы выразилась с огромной художественной силой и глубиной. В отличие от многих своих коллег, Свиридов был при жизни признан и обласкан властью. Его произведения, такие, как знаменитый вальс из «Метели» и «Время, вперёд!» из одноимённой сюиты, довольно часто звучали по радио и телевидению. Однако, Георгий Васильевич известен не только как автор масштабных музыкальных полотен, ставших своеобразными визитными карточками советской культуры времён развитого социализма, но ещё и как проникновенный лирик, певец природы, которому удалось «поймать в воздухе» и осадить на нотном стане тончайшие и почти неуловимые эманации романтики русских просторов, полей, рек, лесов… Волшебная и пленительная, чарующая и загадочная, извлечённая, словно из неисповедимых глубин времён, предстаёт перед нами музыка родного края в таких шедеврах, как «Весна и осень», «Пастораль», «Зимняя дорога». Это наше, русское, исконное, не придуманное… Выделяем курсивом мысли Георгия Васильевича: «Музыка – это Чувство. Ощущение. Откровение. Возбуждает мысль, пробуждает фантазию, рождает мысли у слушателя. Музыка помогает раскрыть сокровенный смысл Слова. А вместе со словом они раскрывают Истину Мира». Сосредоточенное напряжение «Венчания», разухабистая лихость «Военного марша», половодье искрящихся эмоций всемирно знаменитого «Вальса»… «Я хочу говорить так, чтобы меня понимали, понимали смысл того, о чём я хочу говорить. Я хочу, чтобы меня, прежде всего, понимали те, кто понимает мой родной язык. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться, разбудить их к жизни, сказать о ней свои слова, о том, что жизнь не так плоха, что в ней много скрытого хорошего, благородного, чистого, свежего». И рядом с этим «Индустриальный марш» — гимн машине, панегирик рутинному труду. Это тревожное предупреждение, которое заставляет нас задуматься — куда мы идём, чего желаем, ради чего тратим драгоценное время жизни? «Прогресс цивилизации, рост науки и техники привёл к тому, что земной шар превратился в гигантскую коммунальную квартиру, в которой живут разные, чужие, ничем внутренне не связанные люди, царит постоянная свара, злоба, скандалы…». Вот что сказал о творчестве Свиридова его современник, композитор Валерий Александрович Гаврилин: «Есть такая несколько болезненная страстишка — сравнивать знаменитых людей с чем-нибудь огромным — с Гималаями, с Тихим океаном, с Барабинской степью. И даже если эти ходячие Гималаи на деле не выше поленницы, а вся степь — полчаса езды на сусликах, мания возвеличивания остаётся. Мне хочется сравнить Свиридова с чем-то очень простым и удивительным. Пусть он будет у меня — не океан, куда впадают реки с громкими именами. Пусть он будет лесной ручей, питаемый безвестными подземными ключами. И если какой-нибудь усталый путник, случайный прохожий набредёт на него, ручей доставит жаждущему нечаянную радость и напоит его влагой, какую он не будет пить ни в каком другом месте… Не знаю, имеет ли это мировое значение…» Музыку Свиридова можно пить, ею можно дышать, её можно впитывать кожей. Выберите вариант, который вам больше по душе. И наслаждайтесь. Константин Царихин |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |