ЛЕКЦИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ

П. И. ЧАЙКОВСКОГО

«САМЫЙ РОМАНТИЧНЫЙ РОМАНТИК»

8 июня 2016 года в Москве, в центре социального обслуживания населения «Чертаново» (филиал «Чертаново Центральное») Константин Царихин прочитал лекцию о творчестве П. И. Чайковского.

Прозвучали следующие музыкальные произведения композитора:

1. «Январь. У камелька» из цикла «Времена года».

2. Сентиментальный вальс.

3. Славянский марш.

4. Адажио из II акта балета «Лебединое озеро».

Аудиозапись лекции в формате MP3 можно скачать здесь:

https://yadi.sk/d/ge4PlLTRvAJni

Музыкальные произведения, прозвучавшие на занятии 8 июня, можно скачать здесь (в архиве RAR):

https://yadi.sk/d/FpZHYshbvAKM3

Музыка Петра Ильича Чайковского — одна из вершин музыкальной культуры человечества. Она уносит нас из мира материальной вещественности в мир идеального. Но это идеальное не есть абстрактные платоновы тела, напротив, это живое, развивающееся, чувствующее, чарующее. Оно гостеприимно раскрывает перед нами свои объятия и говорит — «иди ко мне, не бойся, тебе будет хорошо…».

Мечтатель и романтик Чайковский всю жизнь страдал. И страдал не столько от одиночества, сколько от соприкосновения с тем, что мы можем назвать «реалиями жизни в физическом теле». И страдал от них не столько потому, что оные реалии его каким-то образом травмировали сами по себе, а оттого, что отвлекали от самого главного — от сочинения музыки.

Кто мог притянуться к такому человеку? Физика учит нас, что притягиваются друг к другу разноимённые заряды, а вот метафизика — что подобное притягивает подобное. Кажется, что эти две точки зрения взаимно исключают друг друга. Но, если более глубоко взглянуть на всё это, то окажется, что они дополняют одна другую.

Действительно, жена Петра Ильича — Антонина Ивановна Милюкова — во многом была его полной противоположностью. Через три недели после венчания Пётр Ильич от неё сбежал. А вот неоформленные в соответствии с земными законами отношения с Надеждой Филаретовной фон Мекк оказались куда более длительными и даже плодотворными, так как, благодаря её безвозмездной материальной помощи, великий композитор создал свои бессмертные шедевры. Вдова известного предпринимателя, мать восемнадцати детей, она была погружена в мир материи на 99,99%. Вследствие этого, у неё возникало желание воспарить над ним и оторваться от него, забыть (хотя бы на время) о всех тех обязанностях, которые возлагали на неё семья, окружение и общественный статус. Музыка Чайковского и была тем самым волшебным «ковром-самолётом», который уносил Надежду Филаретовну туда, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Быть гением, в принципе, трудно. Главным образом потому, что ты тяжёлым трудом создаёшь то, что потом будет волновать и будоражить сознание людей, но сам наслаждаешься не плодами своих творений, а радостью отдохновения от трудов.

Идеалистов и мечтателей люди не любят. И не столько из-за склада их характера или особенностей поведения, сколько из-за того, что они дают материалистически настроенному большинству пример того, как можно покинуть это большинство, предав идеалы тех, кто привык жить, как принято. Однако когда большинству приходится туго, оно призывает на помощь тех, кого ещё недавно изгнало из своих рядов.

Война — наиболее страшное порождение образа жизни большинства. Чтобы решиться взять в руки оружие, нужно или сильное внешнее принуждение, или сильное внутреннее желание. Осенью 1876 года ситуация на Балканах приближалась к точке кипения, и пресловутый «балканский котёл» был готов взорваться. В России собирали оружие и медикаменты, шла запись добровольцев. Гениальный «Славянский марш» — это музыкальный образ, отражавший тогдашние умонастроения в наиболее пассионарных слоях русского общества. Находившийся за две тысячи километров от пылающих Боснии и Герцеговины, идеалист и мечтатель Чайковский методично расставлял в партитуре марша чёрные точки с палочками. Впоследствии это чернильное воинство превратилось в неудержимый поток звуков симфонического оркестра, который унёс и подхватил за собой в благородном патриотическом порыве тех из наших соотечественников, кто готов был пожертвовать собой ради того, чтобы помочь братьям по вере в их справедливой борьбе.

Самое прекрасное, что может быть на свете — это Любовь. Её нельзя помыслить иначе, как чувство, идеальное по своей природе. Не пройдя в своей жизни через причащение таинству полного любовного единения, Пётр Ильич, тем не менее, гениально выразил музыкальные вибрации высочайших чувств, которые могут родиться между мужчиной и женщиной… А знаменитое «белое адажио» из «Лебединого озера» — эта музыка уже той Любви, которая не рождается здесь, в мире материи, а существует вечно, где-то там, в недосягаемом идеальном. И оттого эта музыка так божественно прекрасна и так божественно недостижима для нас.

Наслаждайтесь музыкой Чайковского, слушайте её, впитывайте её всеми фибрами вашей души и не забывайте воздавать должное идеальному. Хотя бы потому, что из него рождается всё материальное.

Константин Царихин